СКЛАДНИ
Весьма распространенной находкой на месте деревень являются складни, а вернее отдельные створки, т.к. целый складень – находка достаточно редкая. В среднем, с хорошо «выхаженной» деревни можно собрать минимум 3-4 створки.
Складни были нескольких видов: нательные, нагрудные и киотные (поставные). Они представляли собой «походные иконостасы», их брали в походы, в путешествия, на богомолье. Вот, что писал Павел Алеппский в 17в.: «у всех ратников на груди имеется красивый образ в виде тройного складня, с которым он не расстается, и где бы ни остановился, ставит его на видном месте и поклоняется ему».
Складни изготовленные до начала 18в. встречаются нечасто. Они, в основном, были небольшого размера, с подвижным оглавием, и предназначались для «нательного ношения». Лишь в 18в. складни получили широкое распространение, т.к. старообрядческие (в основном Выговские) литейные мастерские наладили их массовый выпуск. По свидетельству заведующей отделом декоративно-прикладного искусства музея имени Андрея Рублева С.В.Гнутовой наибольшее распространение в 18-нач. 20вв. имели три типа складней.
1. Двустворчатые складни. Основные сюжеты:
-Троица Ветхозаветная, Богоматерь Знамение.
-Деисус, Ангел-Хранитель, Никола-Чудотворец.
2. Трехстворчатые складни. Основные сюжеты:
-Деисус – в центре образ Христа, ему предстоят в молении справа - Божия Матерь, слева – Иоанн Предтеча, иногда сверху изображали архангелов Михаила и Гавриила.
-Деисус с избранными святыми. В среднике у них был Деисус, а на каждой из
створок по три святых. Чаще всего на них изображались: на левой створке Иоанн
Богослов, Никола Чудотворец и митрополит Филипп, на правой створке Ангел-
хранитель и Зосима и Савватий Соловецкие.
-Избранные из Двунадесятых праздников.
-Двунадесятые праздники.
-Распятие Христово, Ветхозаветная Троица, Богоматерь Знамение.
-Богоматерь Владимирская, Спас Нерукотворный, преподобные Сергий
Радонежский и Варлаам Хутынский.
3.Четырехстворчатые т.н. «большие праздничные» складни. На таких складнях
створы обычно имели вверху килевидное завершение.
-На трех створках обычно было изображение Двунадесятых праздников, а на
четвертой местночтимые иконы Богоматери с избранными святыми.
Складни этих типов в основном выпускались Выговскими мастерскими и отличались высоким качеством изображения и отливок .Другие старообрядческие мастерские производили множество различных видов складней, но ни по количеству, ни по качеству они не могли сравнится с Выговскими.
Складни часто покрывались эмалями. Цвет эмали так же имеет свою символику. Белый цвет на иконах и православной пластике означает восстановление Спасителем утраченного Рая. Синий – цвет Божественной непостижимости, вечности, истины и откровения. Часто этим цветом выделяли Голгофский крест. Голубой означает целомудрие и покаяние. Зеленый – цвет весны и растительности. Он означает победу над смертью и вечную жизнь, дарованную Спасителем. Так же он символизирует Христа и Крест, как Древо Жизни. Красные – цвет небесного огня и животворного тепла. Как цвет крови является так же символом Жертвы и Пасхи. Желтый – олицетворяет золото. Черный символизирует скорбь и отречение от мира (одежды монахов). Черный смешанный с синим означает глубокую тайну, с зеленым – старость.
На фото: слева - Сретение Господне, в центре - Богоматерь Всех Скорбящих Радость, справа - Моление Иконы Божией Матери.