События Отечественной войны 1812 года вписали яркую страницу в историю русской воинской славы. «Гроза двенадцатого года» оставила заметный след в искусстве, нумизматике и медальерном деле.
Когда изгнание наполеоновской армии стало вопросом време- ни, в правительственных кругах возникла идея учредить особую боевую награду для участников «кампании». На Руси издавна существовала традиция после успешных войн или отдельных крупных сражений награждать памятными знаками всех участников боевых действий. Игнорирование этой традиции после изгнания Наполеона неизбежно вызвало бы всеобщее недовольство.
Следуя духу старой, еще московской традиции, Александр I и его окружение принимают беспрецедентное решение: учредить для непосредственных участников Отечественной войны без различия чинов, должностного положения и степени личных заслуг единую боевую награду в виде серебряной медали, носимой на ленте высшего и старейшего русского ордена св. Андрея Первозванного.
5 февраля 1813 года Александр I подписал приказ, в котором говорилось: «Воины! В ознаменование ... незабвенных подвигов ваших, повелели мы выбить и освятить серебряную медаль, которая с начертанием на ней прошедшего столь достопамятного 1812 года долженствует на голубой ленте украшать непреодолимый щит Отечества — грудь вашу… Вы по справедливости можете гордиться сим знаком».
7 февраля 1813 года императорский приказ был объявлен войскам М.И. Кутузовым. От себя фельдмаршал указывал в нем, что медаль пожалована всем участвовавшим в поражении неприятеля.
«Высочайший» проект
16 марта 1813 года император Александр I подписал рескрипт министру финансов Д.А. Гурьеву, в котором сообщалось об учреждении медали: «Доставляя вам рисунок медалям таковым, на одной стороне коих должно быть изображено око провидения и достославный 1812 год, а на другой портрет мой».
К рескрипту был приложен примитивно выполненный карандашный эскиз проектного рисунка медали с изображением ока провидения и довольно неумело расположенной надписью «1812 ГОДЪ». Как полагают, идея рисунка принадлежала самому Александру I, а выполнен он был кем-то из приближенных.
Было решено изготовить пробные экземпляры медали. Два таких экземпляра увидели свет 10 апреля 1813 года. На следующий день Д.А. Гурьев отправил Александру I обе медали, а также скрепленные своей подписью проектные рисунки к ним, сопроводив все это пространной докладной запиской с религиозно-мистическими рассуждениями о глубочайшем смысле всевидящего ока, пытаясь, видимо, «пролить бальзам на душу» находившегося во власти мистических настроений императора.
Аракчеев А.А., по поручению царя, вернул министру финансов его докладную записку, медали и рисунки и сообщил, что «государь-император соизволил изъявить согласие», внеся в проект некоторые коррективы. Гурьеву Д.А. давалось указание, «чтобы по изготовлении на сем основании вновь рисунка и одной медали, представлены были оные на высочайшее утверждение».
14 мая 1813 года Департамент горных и соляных дел получил предписание министра финансов о воплощении в жизнь нового проекта.
Александр I рассмотрел новый вариант медали 29 мая 1813 года. Проект получил высочайшую одобрительную резолюцию: «Быть по сему». Но на этом же рисунке он неожиданно начертал решение изменить другую сторону медали, поместив на ней вместо собственного портрета надпись: «НЕ НАМ, НЕ НАМ, А ИМЕНИ ТВОЕМУ». Аракчеев отправил утвержденный рисунок и письмо с изложением принятого императором решения Гурьеву Д.А. После получения 9 июня этих документов Гурьев Д.А. распорядился о начале массовой чеканки.
С заменой портрета императора надписью: «НЕ НАМ, НЕ НАМ, А ИМЕНИ ТВОЕМУ» поменялись местами аверс и реверс медали. Сторона с портретом или вензелем монаршей особы всегда являлась лицевой, но после замены портрета надписью единственным элементом новой награды, позволяющим отнести ее чеканку ко времени Александра I, стала дата «1812 ГОДЪ». Лицевой стала сторона с датой и оком провидения.
Символ божественной вездесущности — «око провидения» или «всевидящее око» стал известен в России в начале XVIII века. Использовался он и в композиции изображений на боевых знаменах, и на памятных медалях. Теперь же этот символ превратился в основное, единственное изображение, помещенное на лицевой стороне.
Размер медали (диаметр — 11/8 дюйма, т.е. около 28 мм) соответствовал размеру ряда других военных наградных серебряных медалей того времени. К каждой медали прилагалось четыре вершка (17,8 см) голубой андреевской ленты.
«Идейная» сторона медали
Какую же идею стремились провести создатели медали?
В ходе Отечественной войны 1812 года народ почувствовал свою силу. Крепостные крестьяне — основное население Российской империи, надеялись, что своим ратным служением Отечеству заслужили если не отмену, то, по крайней мере, ослабление крепостного права.
А «крестьяне в солдатских шинелях», побывавшие в ходе заграничных походов русской армии в Европе, воочию увидели «прелести» свободной «буржуазно-демократической» жизни. И не только солдаты. Первые русские дворяне-революционеры декабристы называли себя «детьми двенадцатого года».
Несомненно, новые реалии общественных настроений тонко улавливались правительственными кругами, искавшими идейную опору в христианской догматике, предписывающей терпение, смирение и скромность. И образ «ока провидения» пришелся тут как нельзя кстати. Он словно говорил, что чудо освобождения России от «антихриста» сотворил Господь, а люди лишь простые исполнители его воли.
Создатели медали осознавали, что награждение сотен тысяч представителей «черной кости» будет способствовать развитию у награжденных чувства собственного достоинства и гордости.
С тем, чтобы «простолюдины» «не зазнавались» и «знали свое место», сам внешний вид награды внушал смирение и покорность.
«Всевидящему оку» на лицевой стороне медали прекрасно соответствовала подпись на оборотной: «НЕ НАМ, НЕ НАМ, А ИМЕНИ ТВОЕМУ». Эти слова являются усеченной цитатой из Библии (девятый стих 113-го псалма Давида: «Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей»). Они были девизом рыцарского ордена Тамплиеров, который Павел I помещал на оборотной стороне золотых и серебряных монет, а также на знаменах и штандартах гвардейских полков.
Библейская цитата, как и «око провидения», словно указывала награжденным, что сражались они не ради земных благ, а во славу Господа Бога, направлявшего «христово воинство»