АвторСообщение
Админ,консультант "Металлопластики". Самый старший этнограф Российской Федерации.




Пост N: 311
Зарегистрирован: 10.01.06
Откуда: Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.06.07 13:05. Заголовок: СТАТЬИ




Статья опубликована в журнале "Древности и старина".

Историю под асфальт

В этот августовский день 2006 года мы, как обычно, отправились в Луховицкий район Московской области. Ездили мы туда не первый год, места знали неплохо и от поездки не ожидали ничего необычного. В этот раз мы решили доехать до места, где когда-то находилось село N. Увы, от дорог, показанных на старой карте, не осталось и следа. Проехать по ним теперь можно было разве что на армейском «Урале». Но тут взятый в ближайшей деревне «язык» сказал, что от Кончаково до Руднево проложили асфальт и вроде бы можно проехать там. Действительно, в Кончаково мы свернули направо на новую дорогу, проехали по ней километра два, пересекли овраг, оставшийся от реки Малая Меча, и остановились – дальше дороги не было. Метров за триста до Руднево асфальт обрывался и высились кучи земли, видимо, подготовленные для дорожной насыпи.
Мы решили устроить «завтрак на траве» и обсудить дальнейшие планы. Я спустился с дороги и первое, что увидел – блестки, резко выделявшиеся на фоне угольно-черной земли. Я поднял одну – чешуйка! Это была денга Ивана Грозного. Рядом оказалось еще несколько. Правда, почти все монеты явно побывали под гусеницами бульдозера или колесами грейдера. Тут стали подтягиваться коллеги, которые ходили справа и слева от дороги. Один нес полный карман керамики, медный перстень, другой – крест-«пропеллер». Естественно, мы решили остаться.
Керамика была везде, тысячи черепков усеивали землю, среди них прямо на поверхности лежали два креста, обломок браслета и еще несколько чешуек. Всего в первый день мы нашли более пятидесяти предметов. Медные кольца и перстни, серебряные и медные нательные кресты, монеты 16–17 вв., детали конской упряжи, наконечник стрелы и многое другое. Большинство предметов можно было датировать 15–17 вв., но были и находки, относящиеся к домонгольскому времени.
Ситуация представлялась нам так: на берегу Малой Мечи бульдозеры стали снимать грунт, свозить его в кучи для устройства дорожной насыпи и при этом вскрыли средневековое поселение. К сожалению, большая часть перемещенного культурного слоя была уже под асфальтом. Так, метрах в ста от берега мы нашли 27 монет Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Их находки начинались посреди того места, где строители срезали землю, и узким «языком» уходили в насыпь. Видимо, это была часть монетного клада, основная масса которого находилась теперь под дорогой.
Дома мы проверили это место по старым картам и «Археологической карте России» – ничего! На следующий день мы, естественно, опять были там. На этот раз приехали пораньше, чтобы застать строителей. «Да, кресты и монеты находили не раз. Нет, ученых здесь никаких не было. Нам приказали – мы строим», – таков был ответ.
Чтобы не мешать строителям (да и попасть под нож грейдера тоже не хотелось), мы дождались окончания рабочего дня и продолжили обследовать это место. Мы решили пройти вдоль реки направо и налево от дороги, чтобы определить границы поселения.
По сторонам дороги рабочие срезали верхний слой земли на ширину 10–15 метров, дальше начиналась высокая трава. Я пошел налево и периодически выкапывал ямки – на протяжении примерно ста метров земля была черная, часто встречалась керамика. Справа от дороги ситуация была другой. Примерно в 15 метрах от насыпи начиналось болотце. Но весь промежуток между дорогой и болотцем был усыпан фрагментами костей. На поверхности лежали раздавленные ребра и челюсти. Находившийся среди нас врач определил их как человеческие. Там же мы собрали около 20 фрагментов нательных крестов. Кости и кресты «уходили» в болотце. Там же мы подняли две монеты Ивана III и одну Василия III. Видимо, на этом месте раньше был погост, но по костям прошли бульдозеры.
В следующий приезд мы связались с местной администрацией и сообщили о находке. Там нам сказали, что никакие археологи перед строительством не приезжали. «Да и сроки поджимают, осень скоро, дожди…». Но глава сельского округа любезно разрешила нам собирать по вечерам и в выходные то, что еще можно спасти от «бульдозерного уничтожения». Она с интересом рассматривала находки, и мы договорились, что подготовим из найденных здесь предметов экспозицию для расположенной поблизости Белоомутской школы.
Каждый день картина в районе стройки менялась. Дорогу довели до деревни, вскрыли новые участки, а там, где мы вели поиск, провели «рекультивацию», засыпав все привозным грунтом, что полностью исключило возможность еще что-нибудь найти.
Наиболее поздними точно датируемыми находками были копейки Алексея Михайловича. Петровских монет уже не было. Лишь в одном месте, ближе к деревне, мы нашли 41 полушку и одну денгу Анны Иоанновны. Видимо, это тоже была часть клада, задетого строителями.
Судя по находкам в районе строительства, люди жили здесь как минимум с 12 по 17 в. Местные жители занимались сельским хозяйством и рыболовством (мы нашли несколько глиняных грузил и иглы для плетения сетей). А затем, в царствование Алексея Михайловича, люди отсюда ушли. Скорее всего, они по какой-то причине переселились на 300 м дальше от реки, туда, где сейчас находится деревня Руднево. Неподалеку от древнего поселения располагался погост. Время его существования по найденным там крестам можно датировать 15–17 вв. Более старой христианской пластики мы не обнаружили.
В целом за пять дней поиска мы нашли около ста монет времени от Ивана III до Алексея Михайловича, медные кольца, перстни, серьги, обломки браслетов, наконечники стрел, двадцать один целый и около сорока фрагментов нательных крестов. Из наиболее интересных находок можно отметить шейную печать 17 в., прекрасно сохранившийся образок с великомучеником Никитой, побивающим беса, три «тверских» креста с тем же сюжетом и две полушки Ивана Грозного. Были и другие «приятные» находки.
Впоследствии нам удалось собрать следующую информацию о строительстве:

ГУ «Управление автомобильных дорог Московской области «Мосавтодор» сообщает о результатах конкурса:
Предмет конкурса
Строительство автомобильной дороги Кончаково-Руднево в Луховицком районе Московской области, протяженность 3,15 км.
Информация о победителе конкурса
ГУП МО «Луховицкий Автодор».
Сумма государственного контракта 36348500.00 руб.

Но мы так и не смогли узнать, кто из археологов и «чиновников от культуры» поставил свою подпись под проектом дороги, кто отправил кости наших прадедов под гусеницы бульдозеров, кто разрешил закатать под асфальт археологический памятник с как минимум пятисотлетней историей. Для того чтобы понять, что здесь жили люди, не надо было даже втыкать в землю лопату – черепки здесь лежат в любой луже, дождь вымывает их из земли без всяких раскопок. По-видимому, у них есть другое, более важное и престижное занятие – подписание разрешений на застройку. До разведок ли тут! Поэтому, вспоминая фильм «Джентльмены удачи», хочется воскликнуть вслед за героиней – «Археологи, ау!».




В наших венах кипит небо Славян Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 10 [только новые]


Админ,консультант "Металлопластики". Самый старший этнограф Российской Федерации.




Пост N: 331
Зарегистрирован: 10.01.06
Откуда: Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.07.07 20:45. Заголовок: Из интернета (увы, автора не знаю).


- Привет, Матвеевна! – я поздоровался со своей соседкой, бабулькой лет семидесяти. А может и ста, черт их разберешь в таком возрасте.
Она сидела возле подъезда на специально вынесенном по случаю ранней весны, стульчике.
- Ааа, Сергей, привет. Как там твои,? Малыши как?- поинтересовалась она. Она всегда задавала одни и те же вопросы и было непонятно, искренне интересуется или так, ради приличия.
Я никогда серьезно не воспринимал бабулькины вопросы/ответы, поэтому как обычно ответил – нормально все, и пошел по своим делам. А она, с еще тремя такими же безвозрастными старушками осталась сидеть. Хотя нет, не совсем с такими же. Те, остальные всегда о чем то оживленно переговаривались в пол голоса бросая косые взгляды на прохожих. А Матвеевна всегда молчала. Почти всегда. Только здравствуй, как дела и до свидания. Наверно больше она и слов то не знала. Такая маленькая сухонькая старушка, вечно недовольная и на всех сердитая. Она сидела и молча смотрела на весеннее небо, беззвучно шевелила губами и перебирала тонкими пальцами невидимую пряжу.
Попрощавшись, я тут же забыл о ней, полностью захваченный очередным мероприятием. Дело в том, что я недавно занялся поиском старинных вещиц, монеток, пуговичек и всего остального, что оставило в земле нам наше прошлое и это занимало все мое свободное время.
… В этот раз я поднял несколько монеток, старинный колокольчик, часто попадающиеся железки, которыми наши предки украшали сбруи и гильзу от пистолета. Обычно я старался не брать так называемое эхо войны, но приглядевшись к гильзе и заметив под слоем грязи какую то не характерную надпись все же решил забрать домой и там уже определиться с находкой.
...- Привет, Матвеевна! Старушка сидевшая у крыльца встрепенулась и поднялась. Хе, наверно задремала, подумал я. Матвеевна молча вошла в подъезд вместе со мной, и мы остановились в ожидании лифта.
- Эх, вдруг вздохнула Матвеевна… А ведь точно такая погода тогда была…
Я удивленно посмотрел на нее не понимая, о чем это она. За несколько лет количество фраз которыми мы обменивались не изменилось, и вдруг бабку на сантименты потянуло?

- Когда? – отдавая дань вежливости спросил я.

Подъехал лифт, мы зашли и нажали каждый свою кнопку.
- Давно, задумчиво произнесла Матвеевна, тогда, когда я замуж выходила. Точнее чуть не вышла, поправилась она. Во время войны.
- Тогда у меня был друг, Василий, лейтенантом он был, а я медсестрой в том же батальоне. Любили мы друг друга, пожениться собирались… После войны.

Она замолчала, глядя на створки лифта.
- Ну и как, поженились? – спросил я.
Лифт остановился на ее этаже она вышла и загремела ключами. Не знаю почему, но я тоже вышел.
- Нет, не успели – вздохнула Матвеевна.
- Погиб? – догадался я.
- Нет…Не знаю…Наверно..
Матвеевна тяжело перешагнула через порог и не разуваясь прошла в комнату. Я зашел следом, отмечая бросающуюся в глаза крайнюю бедность жилища. Бывший лакированный сервант, пожелтевшие обои, стол накрытый вязаной скатертью, все это создавало гнетущее впечатление, как дом престарелых после номера люкс в гостинице. Пейзаж оживляли только несколько фотографий на серванте, да какая то тускло блестевшая штука рядом с ними.
Я подошел поближе. Со старых фотографий на меня жизнерадостно смотрели пацаны в военной форме. Они стояли на какой то лужайке и улыбались в объектив. На следующей фотографии был уже один из этих пацанов.
- Василий – вздохнула старушка, проследив за моим взглядом. Это мы, за день до того боя – она показала на групповую фотографию.
Странно, мелькнула мысль, чего это старушка то разговорилась нынче? Али случилось чего?
Я перевел взгляд правее. Между двух фотографий, на кусочке тряпочки лежала медаль «За отвагу»
- Ваша? – я кивнул на медаль.
- Да, в очередной раз вздохнула Матвеевна, как раз за тот бой и дали. Лучше бы Василий вернулся, чем…. Она совсем по детски шмыгнула носом и достала платок.
- Так он погиб?
- Наверно, промокнула глаза Матвеевна. Тогда никто не вернулся.. Только я… Такой веселый был, добрый…Жизнь любил, лес, цветы… Всегда, когда была возможность приносил мне из леса букетик…А тогда не принес…перед боем. Она опять поднесла платок к глазам – знал наверно.
- А я так после и не полюбила никого, не встретила лучше. Она смахнула несуществующую пыль с фотографии, задержав руку в районе висевшей на ремне кобуры. И патрон у него был – продолжила Матвеевна, личный.
- Как это, личный патрон?
- Вот такой. Для себя. Он тогда сказал, что если что случится, я в плен не пойду, лучше сам…И патрон мне показал…Это, говорит, мой патрон, для меня. Даже нацарапал на нем слово – «мой». Или, говорил, его целым домой привезу, или использую как задумал… А потом тот бой…И с тех пор не его…Не вестей о нем…

Она отвернулась и тяжело пошаркала на кухню.
Мелькнувшая догадка погнала мурашки по телу. Нет, так не бывает…Не бывает таких совпадений, думал я судорожно счищая грязь с найденной гильзы. Из под грязного пальца смоченного слюной проступали буквы…М…О…Й…
Осторожно, стараясь не шуметь, я тихонько вышел из квартиры, перед этим поставив на полку рядом с фотографией патрон….Патрон использованный по назначению.



В наших венах кипит небо Славян Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ,консультант "Металлопластики". Самый старший этнограф Российской Федерации.




Пост N: 347
Зарегистрирован: 10.01.06
Откуда: Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.07 14:28. Заголовок: Re: Интересные статьи по ставрографии.

В наших венах кипит небо Славян Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ,консультант "Металлопластики". Самый старший этнограф Российской Федерации.




Пост N: 349
Зарегистрирован: 10.01.06
Откуда: Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.09.07 15:24. Заголовок: Re:


Статья опубликована в журнале "Древности и старина".


СКЛАДЕНЬ С ОБОЧИНЫ

Дорога исчезала постепенно. Сначала она превратилась в заросшую колею, а затем и вовсе потерялась среди кустарника и березового подлеска. К тому же, и дамба на речушке, пересекавшей дорогу, оказалась давно размытой. В общем, пути дальше не было. А ведь до намеченной цели – села пропавшего еще сто лет назад, оставалось больше трех километров. Тащиться столько пешком со снаряжением и металлоискателями под холодным ноябрьским дождиком желания ни у кого не было, и мы решили просто «пробежаться» с МД по обочинам старой дороги. Ведь дорога эта знала когда-то и лучшие времена. В XVIII веке была она, можно сказать, трактом «общероссийского масштаба» и отмечена была на всех картах. Видела она царских гонцов и почтовые кареты, купеческие обозы и крестьянские телеги.
На старых дорогах всегда можно найти что-нибудь интересное. Вот и в этот раз стали «появляться на свет» то медное колечко, то пряжка от конской упряжи, то пуговица с полковым номером. Наконец, мой металлоискатель издал и «монетный» сигнал. Я вынул землю на штык и сразу увидел зеленый кружок. Поднял – копейка времен императора Николая Александровича. Проверил вынутую землю – еще сигнал, проверил ямку – тоже пищит. В общем собрал там полтора десятка медных монет начала двадцатого века. Было это, видимо, содержимое потерянного сто лет назад кошелька.
Не успел я сделать и пары шагов, как снова послышался «цветной» сигнал. Судя по дисплею, предмет был довольно большой и лежал глубоко. Может еще несколько монет из того же кошелька лежат вместе? Ямку пришлось выкопать глубиной почти полметра. И вот в моих руках оказалась непонятная, на первый взгляд, медная пластина размером чуть меньше ладони. Счистил с нее землю – складень, трехстворчатый, с прекрасно сохранившимися петлями и оглавием.
Отдельные створки можно найти на любой деревне. Даже если была она всего в несколько домов – две-три створки обязательно отыщутся. Но целый складень, пусть и XIX века, находка нечастая, а поэтому особенно приятная. Сохранился складень неплохо, все сюжеты были хорошо различимы и без дополнительной очистки.
Навершие: «Спас Нерукотворный», «Ветхозаветная Троица» и два херувима.
На левой створке: вверху «Вход Господень в Иерусалим», внизу «Сретение Господне».
На правой створке: вверху «Воскресение Христово (Сошествие во ад)», внизу «Вознесение Господне».
На среднике: «Богоматерь Всех скорбящих радость».
В XIX в. большую часть складней производили старообрядческие Выговские литейные мастерские. В одной из своих работ С.В. Гнутова пишет, что наибольшее распространение у Выговских литейщиков получили всего несколько сюжетов. Так трехстворчатые складни производились в основном следующих видов:
- Деисус;
- Деисус с избранными святыми;
- Изображение трех из Двунадесятых праздников;
- Распятие Христово, Троица Ветхозаветная, Богоматерь Знамение;
-Богоматерь Владимирская, Спас Нерукотворный, Преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский.
Найденный нами складень не подходит под этот перечень. К тому же, специалист по староверческой иконописи отец Андрей Тимошенко пишет: «Выговские складни, как и кресты, привлекают тщательной продуманностью формы и содержания. Створки складней имеют прямоугольную форму, приближающуюся к квадрату. Соединение створок шарнирное. При складывании створки плотно прилегают одна к другой, образуя форму параллелепипеда. На верхней грани средней створки трехстворчатых складней обязательно наличие двух ушек для подвески, которые отливаются одновременно со створкой». Да и качество изображения на найденном на обочине складне довольно грубое, а выговские изделия всегда были высокого качества. «Изделия Выговской мастерской отличались легкостью и тонкостью, чистотой литья, передающей мельчайшие детали вплоть до завитков волос» (о. Андрей Тимошенко).
Но существовало множество небольших старообрядческих литейных мастерских. Ведь именно старообрядцы в основном занимались изготовлением меднолитых икон и складней, так как считали, что они прошли «очищение огнем» и были «не руками творены». Но качество изделий таких мастерских обычно отличалось от Выговских в худшую сторону.
Жаль только, что мы уже не узнаем как складень оказался в земле. Может быть, какой-нибудь подгулявший путник прилег отдохнуть на обочине да и выронил свой «походный иконостас» вместе с кошельком. А может все было совсем иначе…[/
font]




В наших венах кипит небо Славян Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ,консультант "Металлопластики". Самый старший этнограф Российской Федерации.




Пост N: 369
Зарегистрирован: 10.01.06
Откуда: Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.08 15:40. Заголовок: ..


«Хочу быть джипом!»
Опубликовано в журнале "Родная старина".



У поисковиков при знакомстве после вопроса: «Какой прибор?», обычно следует второй: «На чем ездишь на поиск?». И если отвечаешь: «На «Оке», то в лучшем случае это принимают за шутку. Я и сам еще несколько лет назад считал «Оку» чем-то вроде детской коляски с мотором. Сам я ездил на «Ниве», но в один не самый прекрасный день остался без «колес». К счастью напарник наконец-то собрался купить машину. Однажды вечером он позвонил и объявил: «Свершилось. Завтра едем в поле!».
На следующее утро я вышел из подъезда, нагруженный рюкзаком, лопатой и сумкой с различными припасами, и увидел радостного напарника рядом с новой, сверкающей «Окой». Это был шок! Но делать нечего, не возвращаться же домой. Я погрузил вещи на заднее сиденье, и мы двинулись в путь.
По шоссе машина бежала очень неплохо, во всяком случае, резвее, чем моя старая «Нива». Незаметно пролетели 150 километров. Асфальт остался позади и первое, что мы увидели, съезжая на грунтовку, – судорожно дергающуюся в грязи «пятерку». «Ну вот, приехали, – подумал я, – если уж «Жигули» застряли…». Но «Ока» бойко объехала застрявшую машину, и вскоре мы были на месте. Естественно, перед этим мы помогли хозяину «пятерки» выбраться из «капкана».
Первый выезд на «Оке» если и не заставил уважать эту машину, то, по крайней мере, придал уверенность, что на ней можно ездить не только по асфальту. Следующий наш выезд состоялся через неделю. Ветерок подсушил землю (дело было в апреле), выглянуло солнце – лучше погоды и не придумаешь. Мы оставили машину примерно в километре от места поиска, так как дальше можно было пробраться разве что на гусеничном вездеходе. К обеду погода начала портиться. Небо затянули облака, и совершенно неожиданно повалил снег, да такой сильный, что скоро вся земля стала белой. К тому времени, когда мы добрались до машины, снега насыпало почти до половины «наших» маленьких двенадцатидюймовых колес. «Пропали» – подумал я. Но напарник, уже имевший раньше опыт езды на «Оке», смело завел мотор. И свершилось чудо – малышка-«Ока», пусть медленно, но поползла по устрашающей снежно-грязевой каше, в которую превратилась старая проселочная дорога. В этот день, несмотря на мои опасения, мы благополучно добрались до дома. «Ока» заставила себя уважать!
С тех пор мы на нашей «малышке» побывали везде. Ездили под Тверь на заброшенные усадьбы, под Ясногорском искали разрушенные церкви, объездили десятки исчезнувших деревень под Зарайском и Алексином, Веневым и Угрой.
Да, «Ока» – машина небольшая, но даже для двоих достаточно крупных мужчин в самый раз. Пусть багажник совсем крошечный, но наши рюкзаки и приборы прекрасно размещались на заднем сиденье. Да, мотор слабенький, но мы проезжали там, где «садились» классические жигули и самые современные «паркетные» иномарки. Конечно, и мы не раз застревали в грязи, но, благодаря маленькому весу «Оки», двое неслабых мужчин могут вытолкнуть ее из любого «капкана». Мой напарник даже прилепил на лобовое стекло наклейку с надписью «Нива». Единственным усовершенствованием на машине была зимняя (нешипованная) резина, на которой мы ездили круглый год.
Еще один плюс «Оки» – за два поисковых сезона нас ни разу не останавливала ГИБДД. Милиция просто делала вид, что не замечает нашу «малышку».
Но однажды мы все же поплатились за свою чрезмерную самоуверенность. Это случилось в начале ноября, за двести километров от Москвы. Поиск в тот день был более чем удачным, мы задержались и не успели выбраться на асфальт до полной темноты. Напарник гнал машину по разбитой тракторами грунтовой дороге, забыв, что он не на джипе. Перед очередной выбоиной, похожей на воронку, он не успел затормозить. Раздался удар, и мы остановились. Мотор продолжал работать, но машина не двигалась. «Ока» не выдержала – полетела полуось.
Ночь, глухая проселочная дорога, до ближайшей деревни далеко (да и кто откроет в темноте незнакомому мужику в камуфляже?). Нужно было звонить друзьям в Москву, но как объяснить, где нас искать, если мы и сами не помнили, какими тропами сюда забрались? Слава Богу, у меня и у моего друга в Москве были GPS. Я передал наши координаты по телефону. Теперь оставалось только ждать. Часа через три кончился бензин, а температура ночью была ниже нуля. Развели костер, допили остатки чая в термосах. Хорошо еще была фляжка с коньяком – мы теперь были «не за рулем» – так что можно… Рано утром несчастная «Ока» въехала на буксире в Москву.
Теперь я снова езжу «в поле» на «Ниве», но «Оку» вспоминаю с уважением. Несмотря ни на что, эта машина вполне пригодна не только для поездок по магазинам. И если не забывать, что «Ока» не джип, то «малышка» никогда не подведет.


В наших венах кипит небо Славян Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ,консультант "Металлопластики". Самый старший этнограф Российской Федерации.




Пост N: 370
Зарегистрирован: 10.01.06
Откуда: Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.08 20:52. Заголовок: Загадка Барского пру..


Загадка Барского пруда
Статья опубликована в журнале "Родная старина", номер 2.

Маленькая усадьба под Тверью умерла, видимо (как и тысячи других «дворянских гнезд» в черные дни 17-го года), быстро и страшно. Слой углей, металлических и стеклянных «оплавков» был везде. Но еще сохранялись остатки парка – десяток огромных лип. Одна из них много лет назад от удара молнии практически полностью выгорела внутри. Кажется, кроме коры и не осталось ничего. Но дерево оказалось на удивление живучим. И, несмотря на выгоревшее нутро и двухсотлетний возраст, зеленело, как и другие «сторожилы» этого места.
От усадебных построек на поверхности не осталось ничего. Зато прямо посреди парка возвышалась груда кирпича – построенная перед войной сельская школа, а вокруг старые одичавшие яблони, посаженные когда-то школьниками.
Правда, кроме парковых лип был и еще один «усадебный» долгожитель – «Барский пруд». Барским его звали во всех окрестных деревнях, даже в тех, что потеряли последних своих жителей и превратились в дачные поселки. И усадьбы то нет уже почти сто лет, и барин сгинул давно, а название так и осталось. Да только Барский пруд умирал. Еще в прошлом году в нем и купались, и ловили рыбу. А сейчас посреди ямы зеленела «зацветшей» травой небольшая лужа. Пруд высох резко, буквально за месяц. Видно, нарушилось что-то в природе. Может «буровики» помогли. Раньше в двух окрестных деревнях было по 2-3 колодца. А теперь чуть ли ни в каждом дворе считали нужным пробурить скважину или выкопать колодец колец на девять. Да и не удивительно – почти все дома перешли уже к москвичам, а те - полдеревни с ведрами ходить не привыкли. Вот и перебили где-то подземные ручьи, питавшие пруд. А может, просто пришло его время. Ведь и сам «Барский» был искусственным. Родился он вместе с парком в начале XIX века, когда усадьба поменяла хозяина, и полузаброшенное сельцо зажило новой жизнью.
В 41-м места эти наши сдали без боя, но буквально через две недели вернулись. Правда, этих двух недель немцам и каким-то «партизанам» (о которых местные старушки до сих пор вспоминают с ужасом) хватило, чтобы спалить половину домов и выгрести у крестьян все – от валенок до картошки. В школе в это время располагалась немецкая часть. Наши наступали от деревни прямо по полю, по пояс в снегу, теперь там все оказалось засыпано «мосинскими» гильзами. А в развалинах попадались то сплющенная немецкая фляжка, то саперная лопатка с дыркой от пули. Ведь фашисты частенько использовали «саперки», как импровизированные бронежилеты – засовывали черенок спереди за пояс, так чтобы лезвие лопаты прикрывало грудь.
Намучившись с «войной», мы отошли к окраине усадьбы. Здесь дела пошли веселее. Под одной из лип попалась копеечка Петра II. А под другой - практически под корнями - пяток советской «меди» 1924-го года. То ли кто отдыхать прилег, то ли под деревом нужда какая приключилась… Вот монетки из кармана и высыпались.
После парка решили пробежаться по дну пруда. Правда для поиска доступной оставалась только узкая полоска у воды, так как остальная часть дна уже успела зарасти травой. То есть поиск пришлось вести практически на середине пруда.
Опять пули, гильзы, железо разное, но вот, наконец, нательный образок – «Черниговская Божья Матерь» - правда, поздний совсем… Грузила, консервные банки и практически везде в земле куски кирпича. Старики в ближайшей деревне говорили, что еще лет 30-40 назад дно было выложено кирпичом. Да только потом его затянуло илом. Правда это или нет – не знаю.
Наконец, подошли к мосткам, с которых когда-то стирали белье, только теперь от них до воды было метров пять. Копейка 1967 года, 50 копеек 61-го. Ну и горевал, наверное, кто-то – это ж, сколько пива можно было купить! Николаевкая копейка – как новая, ни следа патины. Наконец, сверкнуло серебро. Нет, обман – оказалась обычная советская двадцатка 33-го года, только сверкавшая, как свежеотчеканенное серебро. Гривенник того же года – и опять прямо как новый. Удивительное состояние у монет со дна пруда…
Потихоньку продвигались с напарником навстречу друг другу. Только ничего «выдающего» так и не попадалось. Вот на экране прибора высветилось «что-то большое, очень глубоко». В прошлый раз такой сигнал «закончился» 75мм гильзой от полковой пушки. Обреченно вынул грунт (под тонкой подсохшей корочкой начиналась ужасно липкая серо-желтая глинистая гадость) и через несколько секунд держал в руках бесформенный кусок окислившегося железа. Со злости, уже собирался закинуть его подальше и вдруг увидел торчавшие из грязи проушины. Протер «обломок» рукой: «Господи! Неужели створка энколпиона?» Тут же промыл ее в воде. Точно – створка позднесредневекового энколпиона-квадрифолия. Вот только почему- то очень похоже на ржавое железо. Но в одном месте, где задел створку лопатой, был виден чистый «медный» блеск.
Провел ямку МД. И еще до того, как послышался сигнал, увидел лежавшую в ямке вторую створку! А чуть позже нашлось и оглавие…
Квадрифолий оказался для этого места совершенно неожиданной находкой. Правда, после предварительной очистки, выяснилось, что он сильно поврежден коррозией. Но это были уже «мелочи».
Сейчас крест занял свое место в коллекции, но осталась «загадка Барского пруда» - как энколпион оказался на дне? Кресты такого типа датируются XV-XVI вв. (Ханенко вообще относит подобные энколпионы к тринадцатому веку), а пруд был выкопан при устройстве парка в начале XIX века.
Первая версия – это поздняя отливка по старым образцам. И потерял его какой-нибудь купальщик в XIX-XX вв. Подобные «новоделы» были опубликованы в работах С.В.Гнутовой. Но изображения на энколпионе сильно изъедены коррозией, тогда как лежавшие рядом медные монеты, крест и даже тонкий, мелкорельефный образок XIX в. – в отличном состоянии.
Вторая версия – крест действительно XVI в. Его передавали «по наследству». И, в конце концов, потеряли в XIX в. Но тогда получается, что носили его лет четыреста. Но петли перетерлись бы и за десятую часть этого срока. Да и рисунок на кресте за это время совершенно бы стерся о тело и одежду. Так что, вряд ли носили энколпион сотни лет.
Третья версия – крест был потерян в XV-XVI вв. Но еще совсем недавно глубина пруда была на середине метра два. Значит, вырыли его не меньше чем на три - четыре метра. Что ж такое с крестом должно было произойти, что бы он, в свое время, оказался на три метра под землей? Тоже не сходится…
Единственное разумное объяснение, как энколпион оказался на дне пруда, мне кажется, следующее – он действительно был потерян четыреста лет назад. А через сотни лет его нашел какой-нибудь местный крестьянин, подивился интересной вещи, почистил (за это говорит и сглаженный рельеф креста, ведь в то время медь чистили песком или мелом) и стал носить. Да только недолго. Видно снова потерялся крест…


В наших венах кипит небо Славян Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ,консультант "Металлопластики". Самый старший этнограф Российской Федерации.




Пост N: 383
Зарегистрирован: 10.01.06
Откуда: Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.08 11:17. Заголовок: ..


Немного "археологической фантастики".

Роман Подольный
ЛЕГКАЯ РУКА
Рассказ

Каждое время ставит свою печать на том, что создает. Искусствоведу стиль
здания выдает эпоху, и при этом своеобразие архитектурного замысла только
подчеркивает характерное для каждого века. По почерку можно определить,
когда написана рукопись, по манере неизвестного художника - указать пору
создания картины. Да, у древа истории есть свои годовые кольца, и
необязательно это дерево спиливать, чтобы их увидеть, чтобы разметить
датами то прошлое, которым становится всякое настоящее человечества, но
становится, разумеется, лишь при том условии, что у человечества есть
будущее.
Да, не туда меня повело... А ведь начал было сегодня статью для
популярного журнала: хотелось отвлечь себя хоть ненадолго от мыслей о
случившемся, от необходимости что-то решать... Не получилось. Алексею вон
удалось все-таки заснуть, улегся в спальном мешке прямо на полу. А я все
сижу за столом и, стараясь не смотреть на дальний правый его угол, скольжу
глазами по грубым полкам на стенах. Вот лежат аккуратные деревянные диски
- те самые спилы, на которых так хорошо - загляденье - видны годовые
кольца. И тут же неподалеку - черепа, отполированные временем, ящички,
куда уложены полиэтиленовые мешочки с семенами, почерневшими за
проведенные в земле века... Все бок о бок, по соседству - республиканская
археологическая лаборатория не слишком велика.
Сегодня суббота, и здесь никого нет, кроме нас. Впрочем, и за нами-то
уже несколько раз приходили хозяева лаборатории - местные археологи.
Требовали в гости, возмущались нашим отказом, усиливали натиск. Потом,
видно, обиделись - или вгляделись как следует в наши лица? - и ушли.
Конечно, им интересно. Кто же из нашей братии не наслышан об Алексее. Да
еще студентом я слышал, как в университетском коридоре один известный
археолог кричал другому: "Мне выбирать из пятисот курганов! А денег и
людей - на пять".
А другой отвечал могучим, чуть подрагивающим басом, что ему надо будет
раскоп расширять, а в какую сторону - абсолютно неизвестно.
А спор, собственно, шел о том, с кем из этих двоих должен поехать на
время каникул Алексей Попов, тогда студент третьего курса.
Вот я, например, был на хорошем счету на кафедре и сам выбирал, с каким
археологическим отрядом отправиться. Чем и пользовался. Хорезм, Молдавия,
побережье Иссык-Куля, Новгород... Приятно вспомнить! Алексей о такой
свободе мог только мечтать. Тут решения принимал лично декан факультета. И
я знаю по крайней мере один случай, когда недовольные решением декана
апеллировали к ректору.
Все у Алеши началось, когда семиклассником он нашел на пустыре возле
собственного дома клад серебряных монет четырнадцатого века. А годом
позже, в Новгороде, купаясь в Волхове, обнаружил у самого берега шесть
свинцовых печатей от древних грамот. И - пошло!
- Чутье! - сказал учитель истории.
- Чутье! - сказали профессора и академики. Чутье? По-моему, Алексею
достаточно подойти к городищу или кургану, чтобы где-то в глубине
зашевелились древние вещи, готовые прямо-таки вырваться из-под земли ему
навстречу.
"Легкая рука" - так говорили о моем друге. А в устах археолога это не
просто похвала, везение у нас входит в число необходимых профессиональных
качеств. Необходимых. Но некоторым приходится без них обходиться.
Начальником отряда Алексей стал сразу после университета. А я только
через четыре года, уже кандидатом наук, смог занять место его заместителя.
И - претензий не имею. На бровке нашего раскопа чуть не каждую неделю
появляется очередной корреспондент очередного центрального издания и стоит
часами, нацеливается фотоаппаратом, заполняет каракулями блокнот или
нажимает на клавиши портативного магнитофона.
Наши "киты" частенько зазывают Алексея к себе на раскопки, в гости.
Советуются! И телезрителю добродушно-ехидная физиономия Алексея Попова
настолько знакома, что на улице на него оглядываются, словно он кинозвезда
средней руки.
Квартиру Алексею дали в академическом доме улучшенного типа, построенном
на века, и большую, благо живет великий археолог не только с мамой и
папой, но еще и с бабушкой и дедушкой.
Не завидно ли мне? Да вот ни настолечко. Квартира у меня тоже есть, а
находить любопытные идеи я умею ничуть не хуже, чем Алеша - любопытные
вещи. Кстати, это уже замечено. Меня археологические титаны тоже
приглашают. Правда, зимой, а не летом, и в камерные лаборатории, а не на
раскопки. Определить назначение вещи, найти ей место в классификации,
обнаружить слабые места в интересной гипотезе... Это я умею. И статей в
научных изданиях у меня не меньше, чем у Попова. Зато очерков об Алексее в
общих изданиях появилось втрое больше, чем статей по специальности у нас
обоих.
Мы друзья. Поэтому меня кое-что тревожит в его личной жизни. А именно -
полное ее отсутствие. Такой знаменитый человек - да девицы должны бы
лететь к нему, точно бабочки на огонь. Собственно, такие бабочки и
находятся. Только как влюбился он на втором курсе в Нонну Карышеву, так с
этой позиции и не отступил ни на шаг. Она романы на его глазах крутила,
замуж выходила, развод получала. Я не выдержал как-то, подошел к ней,
спросил, чего такому человеку поворот от ворот дает, а она морщит нос и
говорит: "Должно же ему в чем-нибудь не везти!"
Нонна - тоже археолог, завидует? Злится? Коли кому-то слишком везет,
начинает казаться (ко мне это тоже, увы, относится), будто это за твой
счет...
В конце концов Нонна и Алексею что-то в этом роде заявила. Он мне сам об
этом сказал, только не сразу. И признался, что теперь твердо решил
потерпеть полную неудачу на очередных раскопках.
Да, наверное, в генах каждого из нас сидит первобытная вера в
умилостивительную жертву - как будто одной неприятностью можно откупиться
от другой!
Очередная экспедиция была "новостроечная" - копали там, где
планировалось большое строительство; требовалось вытащить историю наружу
лопатами прежде, чем будущее разрушит ее экскаваторами.
Алексей намеренно и начал раскопки с кургана явно "грабленого" - с
отчетливыми признаками визита, пару тысяч лет назад нанесенного покойнику
кладоискателями.
Я, конечно, помнил этот случай. Хотя у меня он никаких особых волнений
не вызвал. Курганы почти все грабленые, но искателя сокровищ только
сокровища и интересовали, а наши интересы пошире. И вот тут-то Алексея в
первый раз подвело чутье. В Золотой кладовой Эрмитажа появились: еще один
изумительной работы гребень с изображением сражающихся всадников, полный
золотой набор украшений для коня и новая древняя диадема скифской царицы.
А из готового почти номера "Советской археологии" выкинули статью Нонны,
чтобы освободить место для рассказа Алексея о его находках. И она при
встрече спросила Попова, не стоит ли ликвидировать те экспедиции, в
которых он не может участвовать. Так ехидно женщины разговаривают только с
близкими людьми. Я и пришел к выводу, что Алексей может надеяться на
взаимность. Но он мои утешения воспринимал именно как утешения. И - решил
на будущий год с экспедицией вообще не связываться. Я, мол, и без него
справлюсь с отрядом, а он докторскую будет писать. Я сказал, что еще одна
находка вроде последней,- и его прямо изберут в членкоры, так что нечего
зря терять время, но Алексей шутки не принял. Клялся, что ненавидит свое
нелепое везение и готов, кажется, возненавидеть даже археологию.
С ужасом представил я себе, как еду в поле без него - и ничего не нахожу
и какой же это будет позор. И начал бить как раз на дурацкую его
сверхсовестливость, объясняя: тогда, мол, всем станет ясно: как археолог я
без него ничто.
- А твои идеи! - возмутился было он.
- Слова, слова, слова, - ответил я по Шекспиру. - Лешенька, браток ты
мой, милый избалованный ребенок нашей общей мамы - археологии. Хочешь
отказаться от пирожных, которыми уже наелся досыта, и надеешься этой ценой
получить от судьбы мороженое? Ничего, боюсь, у тебя не выйдет. У тебя -
чутье, талант, то, что называют даром. Мне вот даром ничего не давалось. И
- никому ничего не дается даром. Только один расплачивается авансом, а
другие задним числом, как ты сейчас. Я же с тобой пожинал плоды, с тобой и
платить буду.
И тогда он нашел компромисс...

... Ветер то заставлял ложиться набок, то отпускал на свободу невысокие
стебельки травы, слабенькие черные кустики с застенчивой зеленью и редкими
красными ягодами. Экспедиционный грузовик с двумя ведущими парами колес
довез-таки нас через тяжелый горный перевал к пятнышку степи среди гор.
Именно пятнышку, настолько небольшому, что вряд ли хоть одному древнему
скотоводу доводилось загонять сюда своих овец. И для крепости место тоже
не подходило, и вообще для жилья: воды поблизости нет, клочки почвы на
скалах невелики и малообещающи для земледельца.
- Заложим раскопы тут и тут,- намечал Алексей победным голосом, но лицо
у него было совсем не победное. Трое студентов и одна студентка,
захваченные нами на роли рабочих и поварихи, с удивленным гомоном стали
обустраивать угол "пятнышка" для бивуака.
А я увел Алексея за ближайшую скалу.
- Ты станешь притчей во языцех. Можешь быть уверенным, найдется кому
приехать и посмотреть, почему это у Попова нет находок. И такой кто-то
немедленно обнаружит, что Попов раскапывал участок, где нет культурного
слоя.
- Так это и прекрасно. Очень быстро выяснится, что Алексею Попову слава
в голову ударила, раскопки он затеял бесполезные, и хорошо, что выяснится
быстро, поэтому денег государственных почти не уйдет, а за те, что уйдут,
я смогу как-нибудь расквитаться. Все продумано. А потом я спрошу Нонну,
стала ли она более везучей оттого, что мне изменила археологическая удача.
И, может быть... Кстати, тебе-то совсем не надо присутствовать здесь. Если
один ученый имеет право на временное умопомрачение, то насчет двоих я в
этом бы усомнился. И начальство - тоже усомнится. Смотайся пока в столицу
республики, зайди там на базу, возьми то да се, привези сюда... Впрочем,
нет! Сиди там и жди. Я быстренько сверну тут все. Слишком перед студентами
неудобно... Ладно, накручу им как-нибудь, мол, раскопки модельные,
намеренно работаю там, где ничего нет, чтобы сравнить... Ну и так далее.

А я, между прочим, еще месяц назад, не входя в подробности, рассказал
Нонне о том, что Алексей намерен потерпеть неудачу. Мотивы его, конечно,
ей польстили, но она ответила, что намеренная неудача - уже не неудача.
Как она тут же признала, неустанное внимание великого археолога доставляет
ей истинное удовольствие. И на том спасибо - женщины ее типа, привыкнув к
удовольствию, с трудом соглашаются лишиться его. Сообщать Алеше о
разговоре я не стал: кем бы я оказался в его глазах, при всех своих добрых
намерениях... А вот поехать на базу - согласился.

... Теперь он спит на полу в захламленной историческими сокровищами
комнате лаборатории. Бедный счастливчик! А я сижу за столом и пытаюсь хоть
что-то понять. У моего левого локтя - коробочка с семенами, очевидно,
найденными при раскопках. Семена, конечно, черные. Время если и не сожжет
дотла, то уж обдаст своим пламенем. След этого огня я увидел сегодня на
лице Алексея, примчавшегося на базу с его... с наших идиотских раскопок.
Слава богу, я сидел в этом самом помещении один. Он сразу повернул ключ в
дверях, подошел, положил передо мной довольно странный листок бумаги:
"Читай!"

Довольно странный? Это вообще была не бумага. Она не рвалась, и даже
лезвие раскопного ножа оказалось бессильно оставить на листке хоть
какой-то след. А уж текст... Привожу его полностью:

"Оля! Передай по начальству: нашли мы наконец местечко для базы. Там и
сейчас почти ничего не растет, и вплоть до палеозоя, наверное, так
было; никому в голову не могло прийти там поселиться, и ни для
кочевника, ни для туриста на этом пятачке ничего интересного нет.
Населенных пунктов в радиусе трех десятков километров и последней
тысячи лет не обнаружено. Пространственно-временные координаты для
наводки: Р В 47518/№9800716."

... Да. Только записки, потерянной путешественником во времени, нам и не
хватало.
Мы перебрали варианты. Разумеется, в будущем есть свои разини,
рассеянные, растеряхи. Но ведь если об этой находке что-то появится в
печати, то какой же пришелец из будущего станет устраивать свою базу
именно здесь? Увы, с логикой путешествий во времени мы были знакомы только
по фантастике. Зато логику науки и журналистики своего времени знали по
личному опыту. Только проговорись мимоходом, и все ближайшие годы за нашим
"пятнышком" будет вестись такое наблюдение, что ни одна экспедиция из
будущего там показаться не посмеет. Значит, надо утаить листок. Ведь
будущее вряд ли захочет, чтобы о нем знали, иначе само бы о том
позаботилось. Мысль о розыгрыше, устроенном одним из наших студентов,
конечно, тоже приходила в наши головы Как было бы здорово... Но, увы, дело
обстояло серьезней.
- Что, интересно, обо всем этом сказала бы Нонна? - спросил Алексей,
посмотрел на мое сердитое лицо, махнул рукой и пошел в машину за спальным
мешком. И вот теперь спит...
Мне не хочется и смотреть на письмо неведомой Оле (а может быть, не
письмо даже, а черновик радиосообщения - или хроносообщения, кто же их,
родненьких, знает), но я снова беру его в руки, верчу, разглядываю, и
вдруг запись на моих глазах мгновенно исчезает, вместо нее появляется
другая. Так. Это я нажал на левый нижний угол... Попробую-ка еще... Ну да,
поочередно открываются новые тексты, а то и чистые страницы. Лист -
многослойный! Человек из будущего потерял не письмо и не черновик
радиосообщения, а обыкновенную записную книжку. Едва успевая проглядывать
тексты, заставляю странички сменяться перед моими глазами.
Вот, кажется, последняя. Потому что там написано: нашедшего прошу
вернуть Поповой Нонне Игоревне, по адресу...
А адрес-то - Алексея! И, кстати, сам он Алексей Игоревич. Подсчитаем.
Похоже, сына он назвал - нет, назовет! - в честь собственного отца. А
внучка получит имя бабки. Все сходится! Ведь ни на ком, кроме Нонны, этот
упрямец не женится.
Значит, не этим он заплатит. А может быть, ему вообще удастся уйти от
расплаты? У всякого правила есть исключения. А кто я такой, чтобы идти
против судьбы и археологии, которые вместе балуют моего друга? А от друга
не может быть тайн - утром я расскажу Алексею о своих ночных открытиях.
Ему-таки повезет! Но главное он уже знает: будущее существует. И всем нам
везет, раз у мира, у всего мира есть будущее.


В наших венах кипит небо Славян Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ,консультант "Металлопластики". Самый старший этнограф Российской Федерации.




Пост N: 403
Зарегистрирован: 10.01.06
Откуда: Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.08 11:34. Заголовок: СТАТЬЯ ОПУБЛИКОВАНА ..


СТАТЬЯ ОПУБЛИКОВАНА В ЖУРНАЛЕ "РОДНАЯ СТАРИНА".

ОЛОВЯННЫЕ НАТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗКИ XVIII ВЕКА.

Квятковский В.Ю.


Нательный образок никогда не был очень редкой находкой. Каждый поисковик, наверное, хоть раз да находил его. Правда, в 99 случаях из 100 это были штампованные из медного сплава нательные иконки, выпущенные в конце ХIХ – начале ХХ веков. Впрочем, иногда удается найти и меднолитые образки средневекового времени. Именно изготовленным из меди предметам и посвящены практически все статьи и книги о православной металлопластике. Но нательные образки, да и кресты тоже, изготавливались не только из меди. С первых лет принятия христианства появились серебряные и оловянные нательные иконки. Но серебро было весьма недешево. И, по крайней мере, до XIX в., такие образки распространения не получили. Олово же отличалось дешевизной. С XVI в. его массово завозила через Архангельский порт Англия, причем эти поставки были беспошлинными. Поэтому олово шло на изготовление недорогих культовых и ювелирных изделий, пуговиц и, даже, обычной посуды. К тому же, температура плавления олова всего 232 градуса по Цельсию, что в несколько раз меньше температуры плавления меди. Это, естественно, облегчало изготовление оловянных предметов и давало возможность изготавливать из него образки и кресты практически в «кустарных» условиях.
Первые оловянные культовые предметы относятся уже к XII-XIII вв. Более широкое распространение они получили, видимо, со второй половины XVII в., когда в России был начат массовый выпуск медных монет, и медь стала более «дорогой». Но наибольшая популярность олова в России относится к XVIII в., в это время был организован, даже, специальный «оловянишный цех», объединивший мастеров, работавших с оловом.
Найденные ранее оловянные нательные образки, обычно, датировали достаточно широко – от второй половины XVII в. до первой половины XIX-го. Да и сложно было определить точнее, ведь большинство подобных предметов обнаруживалось на месте обыкновенных урочищ – бывших деревень, просуществовавших не одну сотню лет. Да и сохраняется олово в земле хуже меди, и оловянные иконки, зачастую, оказываются в очень плохом состоянии, не позволяющем даже определить, что на них изображено.
В течение 2008 года на территории Владимирской области была найдены три нательных иконки, изготовленные из олова. Это событие тем более приятно, что, по крайней мере, два образка можно датировать с достаточно большой точностью.
Далее мы расскажем об этих образках подробнее.
Все три образка по изображенным на них сюжетам похожи. На лицевой стороне можно увидеть восьмиконечный Голгофский крест с копием, тростью, ступенчатой Голгофой и Главой Адамовой в пещере. По свидетельству специалистов, подобный сюжет получил распространение не раньше XVII в. На оборотной стороне образков изображена в полный рост фигура Архангела. Судя по тому, что он держит в правой руке копье – это Архангел Михаил. Именно его, обычно, изображали в одежде воина с мечом или копьем в руке. На иконах его изображают попирающим ногами дьявола в образе змея, или дракона. А верхнюю часть копья украшает белая хоругвь с крестом, означающая чистоту и верность Господу. Разумеется, на данных образках изображение Архангела Михаила более упрощенное.
На каждом из образков над крестами и по сторонам от них видны монограммы. К сожалению, из-за сильной коррозии, а возможно и из-за некачественной отливки, они практически не читаются. Только на образке №1 над крестом видна предположительно буква «Ц», а по сторонам от креста «IС» и «ХС». Видимо, на всех трех иконках монограммы одинаковые – «ЦРЪ СЛВЫ», «IС» и «ХС».



Итак:
Нательный образок №1.

Образок овальной формы. Высота с оглавием 25 мм. Оглавие в виде ушка шириной около 1,5 мм. Оборотная сторона сильно стерта, возможно, вследствие длительного ношения. Найден во Владимирской области, в урочище Пересветово. Вместе с образком были найдены и монеты от второй половины XVII и до середины XX вв. Поэтому датировать образок достаточно сложно.

Нательный образок №2.

Листовидной формы. Высота 27 мм. Оглавие выполнено в виде плоского ушка. От остальных образков его отличает достаточно хорошая сохранность и большая (более 1 мм) толщина.
Образок был обнаружен случайно, во Владимирской области. Ранней весной при визуальном осмотре местности на левом берегу высохшего ручья были замечены на почве темные пятна – предположительно следы домов. При проверке пятен металлодетекторами мы нашли на месте одного из темных пятен несколько пятикопеечных монет второй половины XVIII в. Причем монеты, видимо, побывали в огне. Там же был найден и данный образок. Более поздних монет мы не обнаружили. Судя по карте второй половины XIX в., на правом берегу ручья существовала небольшая деревня. Возможно в XVIII в. она располагалась на обоих берегах, или «переехала» на правый берег во второй половине XVIII в. после пожара.
Т.к. образок не имеет следов длительного ношения, и вряд ли передавался «от отца к сыну», то, скорее всего он изготовлен в 1760 - 1770-х гг.

Нательный образок №3.

Листовидной формы. Высота 21 мм. Оглавие утрачено. Найден во Владимирской области, в лесу на месте села, существовавшего там во второй половине XVIII в. Все монетные находки в этом месте укладываются в очень узкие рамки – от 1759 до 1798 годов. Т.е., село появилось во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны и прекратило существование примерно через сорок лет, в правление императора
Павла I.
Никаких «случайных» находок, даже «мелочи» XX в. мы в этом месте не нашли. Так что можно с достаточной долей вероятности отнести и этот нательный образок ко второй половине XVIII в.
Из трех рассмотренных оловянных нательных иконок две, скорее всего, изготовлены во второй половине XVIII в. Эта датировка соответствует и указанному в работе Ельковой и Лобаневой «Русское олово XVIII века» времени наибольшего расцвета «оловянной промышленности» в России. По словам авторов книги «во многих провинциальных городах, а особенно в Московском посаде и слободах возникают многочисленные ремесленные мастерские по обработке олова. 1720 - 1780-е годы стали периодом расцвета русского оловянного дела».
Надеемся, что дальнейшие находки позволят продолжить начатый в этой статье рассказ об оловянных нательных иконках-образках.


В наших венах кипит небо Славян Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ данного безобразия




Пост N: 837
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.11.09 17:47. Заголовок: «Три в одной» Статья..


«Три в одной» Статья опубликована в журнале "Родная старина".

Поле, на которое я давно «точил зубы», тянулось вдоль современной дороги метров на 200. Еще в прошлом году я приметил, что один угол этого поля, возле самой дороги, в излучине реки, весь покрыт керамикой. Но сейчас он оказался весь покрыт свежими ямками (как потом выяснилось - там безуспешно искали постоялый двор, отмеченный на карте Шуберта). Посмотрев на это безобразие, я хотел уже уезжать с этого места, но передумал.
Я ушел через все поле, к деревне, собрал металлоискатель и начал свой день с денги 1734 года. Не прошло и получаса, как из ближайшего дома вышел мужчина и поинтересовался « А чего собственно ищешь то?» Я объяснил, показал первую находку. «Не там искать надо», сказал он. «Видишь дом под зеленой крышей? Вот там стоял дом помещика. Может у тебя получится договориться с нынешним хозяином земли». Поблагодарив, я пошел к указанному дому. Но не успел я подойти к дому, как из ворот показался «бодигард» (плечи шире ворот) с доберманом на поводке – в общем договориться не удалось и я снова ходил вдоль деревни. Еще через 2 часа я подвел неутешительные итоги: 3 денги, 1 полушка и полные карманы проволоки и водочных крышек.
Ну, теперь точно надо перебираться на другое место - решил я. И снова у меня это не получилось - почти у самой машины прибор словно «взорвался» чистым и ясным монетным сигналом. Из вывороченного комка земли выпала монета - 2 коп 1757 года. Да не простая – из под вензеля императрицы ясно видна была дата – 1726г, а с другой стороны монеты вообще видны были следы «облачной» копейки.

Перечеканка пятаков в копейки началась во второй половине 1755 г и продолжалась до 1757. Перечеканка проводилась без перегурчивания и у копеек оставалась, стандартная для гурта пятаков, сетчатая насечка.

А в 1757 году, именным указом от 8 апреля, для медной монеты снова была изменена монетная стопа, с 8 руб. из пуда меди на 16 руб. из пуда. Изготовление 2-копеечников нового образца в значительной мере производилось путем перечеканки «облачных» копеек.

На этом же поле, в другой день и уже не мной, а моим напарником, были подняты, так же перечеканенные: 4 денги и 3 полушки
Конечно, монеты со следами перечеканки попадаются не так уж и редко. Хотя бы одна есть практически на месте любой старой деревни. Но никогда больше я не встречал их столько в одном месте.

Сейчас у меня уже несколько перечеканов в коллекции: полушка 1731 (на крестовой копейке), деньга 1731 (на Петровской копейке), 5 копеек 1796 года (Павловский перечекан) и 2 копейки 1764 года ( на 4 копейках 1762 года). И я очень надеюсь, что на этом не остановится.


Он же шут, а шуты перед публикой не заискивают (c) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ данного безобразия




Пост N: 838
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.11.09 17:49. Заголовок: «ДЕДОВ ПОДАРОК» Стат..


«ДЕДОВ ПОДАРОК» Статья опубликована в журнале "Родная старина".

Иногда так бывает: будильник прозвенел, ты встал, умылся, оделся… И вот, когда пьешь кофе, вдруг понимаешь – а ехать то не хочется!
Так было и в этот день. Пока пил кофе и курил – уговаривал сам себя: ехать надо, так давно хотел туда попасть, неужели зря было потрачено время на поиск информации, подготовку… Уговорил. По быстрому забросав вещи и прибор в машину, выехал. Но только переехал МКАД, словно насмехаясь над самим собой, вспомнил – еду забыл. Ну что за день!
Остановился я у магазина «У дороги». Фантазия хозяина магазина была такой же скудной, как и ассортимент. Печенье, минеральная вода, молочные сосиски и коньяк. Зато не надо думать: а что же мне хочется покушать?
- Будьте добры, полкило сосисок, 300 грамм печенья…и коньяк, пожалуйста.
Вот в чем прелесть раннего выезда, так это в отсутствии движения в сторону области. Тут главное слишком уж не торопиться, ибо милиция покоя никогда не знает и ловко прячется в кустах или за остановками. Моя милиция не пряталась, она просто стояла у обочины и тормозила всех подряд.
- Старший лейтенант Иванов. Документы, пожалуйста.
- Доброе утро. Вот.
- Страховка в порядке?
- Да. Показать?
- Не надо. Доброго пути
- Спасибо
«Ну, хоть с милицией повезло», подумалось мне
Дальнейшая поездка прошла без приключений. Нужную деревню нашел быстро, дорога, хоть и грунтовая, вела точно через нее и к лесу. А там уж нужно всего то пройти еще метров 100 и я буду на месте.
Не доехал. У последнего дома, наперерез машине, на дорогу выбежал какой то дедок, махая костылем. Тут уж хочешь не хочешь, а остановишься
- Что случилось, дед? Помощь нужна?
- Мне нет! Ты бы не ехал туда, сынок, не хорошее там место!
- Куда, дед? Ты о чем?
- Да., знаю я, куда вы все время ездите то. Тут и вчерась ваши ездили. Оставили свою машину у меня во дворе и пешочком туда, к лесу. А вернулись минут через тридцать. Злые, ругались крепко. У них приборы сломались. Сразу оба. Вот.
- Да? Может просто подготовились плохо. Я все таки рискну, дед.
- А может, я тебя лучше чайком побалую, сынок? Рассажу тебе сказок разных, может пригодится чего. Я ж все таки 70 лет уже тут живу. Много знаю, а видел еще побольше.
«А почему бы и нет?», подумал я.
- Машину во двор?
- А куда ж ее, родимую то, еще? Заезжай, заезжай. Места там еще на 2 хватит.
Дом у деда хоть и был немного покосившийся и вросший в землю, но стоял крепко. Видно было, что дед еще крепок и вполне справляется со своим хозяйством.
- Дед, может чего по крепче чаю? Для здоровья по 50 грамм конька, например?
- Можно и по коньячку. У меня даже конфеты где то есть и лимончик в холодильнике имеется.
Через полчаса, наслушавшись дедовых сказок, я уже знал все про окрестности данной деревни:
погост на пахотном поле слева, проклятая деревня у леса, дом помещика за проклятой деревней. Так же узнал, что вот уже два месяца как, постоянно сюда приезжают те два товарища на машине. И каждый раз уезжают не солоно хлебавши: то с приборами беда, то найти не могут. Не зря же все-таки деревня проклятой считается.
- Дед, а что за проклятье то такое? Может, слышал чего?
- А чего не слышать то… Слышал. Говорят, помещик ее проклял. Его ж после революции того… Сами местные то и того… Вот он и проклял их всех… Чтоб, говорит, все мое вам впрок не пошло! Вот с тех пор то и все там не так было… А потом все оттудова ушли, она то и умерла, деревня та, значит.
- А если со святой водой?
- Можно и со святой водой. Это, конечно, должно помочь, я думаю. А есть то она у тебя то?
- Сейчас нет
- А раз нет, то чавой спрашиваешь? Вот привезешь когда, тогда и попробуешь. Ножичек у тебя, я смотрю, хороший то какой.
- Китайский…подделка под штык нож от Калашникова.
- А китайцы не люди что ль? Неужто хуже наших делают?
- Да нет вроде. Не хуже. Держи, дед, дарю тебе, раз так понравился.
- Вот спасибо, сынок. Уважил. А я тебе сейчас тоже подарок сделаю.
Дед встал, подошел к старому шкафу и достал из него что то завернутое в газету.
- Вот. Ты смотри, смотри. – Приговаривал он, разворачивая газеты. – Вот и горшок мой. На огороде у себя нашел. Давно уже нашел. Держи.
- Спасибо, дед. Хороший глиняный горшок.
- Ты подожди благодарить то. Ты его переверни сначала
Перевернув горшок, я замер. Из него, тонким ручейком, потекли серебряные монеты: 10, 15 и 20 копеечные.
- Дед… так… это…
- Бери, бери. Мне то это зачем? А ты вот интерес к этому делу имеешь, тебе и нужнее, значит.
- Ну, спасибо дед. Царский подарок!
- Ты вот лучше в следующем году приезжай. Сейчас то огород у меня уже под зеленью весь. Заодно и поможешь мне перекопать его.
- Договорились!
- Вот и приезжай. И коньячку еще прихватить как раз сможешь.
Расстался я с дедом только под вечер. Он еще раз взял с меня общение приехать и даже обнял «на дорожку». Пока я ехал через деревню, видел в зеркало, как дед стоит посередине дороги, опираясь на свой костыль, и машет мне рукой…
Дома я просмотрел подаренные мне монеты:
10 копеек 1901 года – 1 шт.,1912 года – 10 шт., 1916 года – 8 шт.
15 копеек 1911 года – 2 шт.,1912 года – 10 шт.,1913 года – 5 шт., 1914 года – 5 шт.
20 копеек 1847 года – 1 шт., 1907 года – 2 шт., 1909 года – 5 шт., 1913 года – 5 шт., 1915 года – 1 шт.
Вот такой вот дедов подарок. Спасибо тебе, дед, огромное спасибо.



Он же шут, а шуты перед публикой не заискивают (c) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ,консультант "Металлопластики". Самый старший этнограф Российской Федерации.




Пост N: 434
Зарегистрирован: 10.01.06
Откуда: Москва
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.01.10 15:12. Заголовок: Статья опубликована ..


Статья опубликована в журнале "Древности и старина".

«ИСЦЕЛЕНИЕ ДЕВИЦЫ МАВРЫ…»

В.Квятковский

Однажды, на «бескрайних просторах» московского Вернисажа попался мне в руки один образок. Собственно, образок был самый обычный, штампованный, но заинтриговала меня надпись на его обороте: «ИСЦЕЛЕNIЕ ДЦЫ МАВРЫ ВАЕВОЙ 16го ФЕВРАЛЯ 1841 Г.»
В остальном иконка ничем не выделялась из сотен похожих изделий предреволюционного периода.
Образок овальной формы. Изготовлен из медного сплава. Оглавие в виде плоского ушка.
Лицевая сторона.
Изображена сидящая на троне Богоматерь с Богомладенцем на руках. По сторонам от Нее стоят два ангела, держащие пальмовые ветви.
На груди у Богородицы два наперсных креста. Один (меньший) на цепочке, изображенной в виде кружков. Второй (больший) на широкой «ленте».
В нижней части образка надпись, взятая в кавычки: «КИПРСКАЯ».
Оборотная сторона.
Многострочная надпись на оборотной стороне полностью выглядела так: «ИСЦЕЛЕNIЕ ДЦЫ МАВРЫ ВАЕВОЙ 16го ФЕВРАЛЯ 1841 Г. ПРЕСТАЯ БЦА СПАСИ N(А)СЪ. С. СТРОМЫNЬ 1841-1891 г.
Надпись разделена декоративными элементами. Буква «Н» дана в латинском написании.
Чем была так знаменита эта «девица» я не имел представления, а потому решил «познакомиться» с ней поближе.
И вот что выяснилось…
Один из списков Кипрской иконы Божией Матери издавна хранился в селе Стромынь Богородского уезда Московской губернии, в Успенской церкви.
В древности близ этого села существовал Успенский Стромынский монастырь, который был основан еще в 1379 году Преподобным Сергием Радонежским. В 1764 году этот монастырь упразднили, а церковь его стала приходской.
В 1827 в селе Стромынь прихожанами была построена новая каменная церковь взамен совсем обветшавшей монастырской. Каменная церковь получила тоже наименование - церковь Успения Божией Матери, с двумя приделами: во имя святителя Николая и во имя Преподобного Сергия.
Вот в этой церкви и хранилась икона Кипрской Богоматери. А чествоваться как чудотворная икона стала с 1841 года из-за следующих событий…
У одного из крестьян этого села была дочь Мавра (Марфа). С детства она страдала «золотушной, или скорбутною болезнию». В начале 1841 года припадки болезни у Мавры сделались столь сильными, что девица впала в «совершенное разслабление» и 7-го января была исповедана и приобщена святых Таин.
Вскоре после этого больная Мавра стала говорить своим домашним, что во сне является ей Кипрская икона Божией Матери, стоявшая в паперти их приходской Успенской церкви. И от иконы она услышала голос: «Возьми меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением — и будешь здорова».
Дед и отец больной 16-го февраля пригласили к себе в дом приходского священника с Кипрской иконой Божией Матери. Перед иконой был отслужен молебен с водоосвящением, и больная Мавра после молебна почувствовала себя намного лучше, а затем вскоре и совершенно выздоровела.
Жители села Стромынь и окрестностей, узнав об исцелении крестьянской девицы Мавры начали приходить в Стромынскую церковь для служения молебнов перед иконой.
Когда об этом сообщили митрополиту Филарету, он 17-го марта 1841 года приказал «представить обстоятельное описание иконы: какой она меры, какого письма — искуснаго ли, древняго ли; не известно ли чего о ея происхождении и давно ли она стоит над дверями церковными.
Икону поставить в церкви в приличном месте. Молебствия пред нею совершать не возбранять, но строжайше подтвердить местному священнику с причтом, чтобы остерегались от всяких неправильных разглашений.
Будут ли приходить богомольцы и совершать молебствия и не случится ли при том чего особеннаго к соображению начальства, доносить о том еженедельно».
«Расследование» было поручено местному благочинному. И вот, что он сообщил митрополиту: «1) Икона Кипрская Божией Матери в Успенской села Стромыни церкви мерою в вышину 1 аршин и 4 вершка, а в ширину 1 аршин и 2 вершка. Богоматерь изображена в короне, сидящею на троне; вверху около Нея по сторонам ангелы — с каждой стороны по одному, в венцах, с ветвями в рукахъ; внизу коленопреклоненные — с одной стороны священномученник Антипа, с другой—мученица Фотиния Самаряныня:, 2) о происхождении сей иконы неизвестно.
По описям церковным она значилась в 1783 году в упраздненной деревянной Николаевской церкви за левым клиросом, а в 1823 году — на горнем месте в Сергиевском приделе оной церкви. Когда в 1829 году Николаевская деревянная церковь была разобрана, тогда Кипрская икона Божией Матери поставлена на паперти новоустроенной каменной церкви над входными дверями; 3) на иконе, неизвестно от чего, под глазом на левой стороне малое повреждение лика; 4) икона поставлена в придельном храме святителя Николая за левым клиросом в приличном месте».
Впоследствии, по молебнам у этой иконы происходили и другие многочисленные исцеления.
А данный образок, судя по всему, изготовлен в 1891 г., в честь пятидесятой годовщины чудесного исцеления девицы Мавры…



В наших венах кипит небо Славян Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Locations of visitors to this page
OZON.ru - Unit UAB-816 | Unit | Хлебопечка | Интернет-магазин электроникиOZON.ru - Unit UAB-816 | Unit | Хлебопечка | Интернет-магазин электроники